Fly with us.narod.ru

ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени доктора ТМ-ведческих наук на тему

"Динамика лексического запаса в песнях Вячеслава Петкуна
за период с 1995 по 2001 годы"

Автореферат

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Материалом для исследований послужили тексты песен, вошедших в официальные версии альбомов "10 капель" (первое издание), "Флора/Фауна" и "Теряя тень" группы "Танцы минус", написанных, согласно информации на альбомах, лично Вячеславом Петкуном. Таким образом, в число изучаемых текстов не вошли, например, такие песни как "Марихуана" (не включена в альбомы) и "Несовременно" (написана В.Цоем). Помимо текстов основных песен, был изучен текст песни "Чувств река", которая, как известно, являлась бонус-треком к альбому "Флора/Фауна". За основу были взяты версии текстов, опубликованные на официальном сайте группы (хотя эти версии с лично моими местами расходятся, причем кое-где весьма существенно), которые были уточнены по мере возможности путем прослушивания песен. В спорных случаях принималась официальная версия текста. Все слова, вошедшие в тексты изученных песен, были пронумерованы и путем сложнейших операций, именуемых сложением, подсчитаны. Каждое слово учтено столько раз, сколько оно встречается в песне. Слова, стоящие в неисходной форме, учитывались как вариант исходной формы, кроме тех случаев, когда слово при изменении формы меняет основу (например: человек - люди, хорошо - лучше). Глаголы совершенного и несовершенного вида (например, уходить/уйти) подсчитаны отдельно. Краткие прилагательные подсчитаны вместе с полными, причастия позднее также были объединены с прилагательными, и все это вместе обозвано определениями. Слова, входящие в обороты типа "может быть", "все равно", "чем-то там", "цветы-слова" и т.п., были подсчитаны отдельно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Альбом "Десять капель"

Первый альбом, как и следовало ожидать, самый незрелый из трех. Лексический запас здесь самый маленький (в среднем 55,7 разных слов в песне), да и разница между количеством разных слов, необходимых для написания песен, здесь минимальна - видимо, это было время, когда автор тренировался из одних и тех же слов складывать разные сочетания. В целом, альбом "Десять капель" подтвердил версию Ильфа и Петрова по поводу количества слов, необходимых человеку. Так, для написания песни вполне достаточно чуть больше 30 слов. Творение с длинным названием "Ты даришь свет", включающим почти 10% от общего количества использованных слов, вместило в себя 34 слова и стало абсолютным лидером по однообразности текста. Самым разнообразным произведением на "10 каплях" стали "Паруса" - что, кстати, вообще характерно для песен про расставания. Самой пространной оказалась опять-таки расставальная песня "Улетаем", а самой лаконичной - "Осенним вечером", что лишний раз говорит о том, что тема разлуки в "романсе" явно уступает по авторскому замыслу теме встречи.

В общей сложности в альбоме фигурирует 389 разных слова, в том числе 127 существительных, 105 глаголов, 53 определения. Ввиду того, что местоимения, наречия и числительные временами переходят друг в друга, более детальные подсчеты не проводились. Безусловными лидерами по общему количеству, что вполне логично, являются местоимения "Я" и "ТЫ" (причем "Я" все-таки больше, хоть и ненамного - 109 против 106). Далее следуют, естественно, предлоги и прочие служебные слова, но о них мы не будем. Из значащих слов на третьем месте (благодаря одной-единственной песне) находится слово "губы", на четвертом - "мы", на пятом - "все". Если говорить об отдельных группах слов, то обращает на себя внимание жизнеутверждающий комплект глаголов: дарить, мочь, быть, знать. И как-то забывается при этом, что на четвертом месте среди служебных слов имеет место быть частица "НЕ"... А самым многочисленным глаголом стал "улетать", который, увы, в песне частицей "НЕ" не скомпенсирован. Среди существительных самыми многочисленными оказались, разумеется, такие как "небо", любовь", "сон", "глаза" и, как уже упоминалось, "губы". Следует отметить, что среди определений только на этом альбоме, хотя и уступив первое место прилагательному "серый", находятся такие слова как "рад/радостный" и весел/веселый". Вы, наверное, уже обратили внимание, что некоторые слова попадают в группу лидеров за счет своей многочисленности в одной песне, поэтому была изучена распространенность слов в альбоме, то есть в каком количестве песен они появились. В пятерку самых вездесущих слов попали, как водится, местоимения "я" и "ты" (кстати, по распространенности "ты", в отличие от общего количества, опередило "я"), а также местоимение "твой/твоя/твое/твои", предлог "в" и союз "и". Среди существительных наиболее упоминаемыми оказались глаза, день, окно, сон и любовь, среди глаголов чаще других встречаются "быть", "знать", "пройти", "сказать". Числительные, наречия, определения, деепричастия и прочие мелочи оказались настолько разнообразны, что хитов среди них особо выделить не удалось, кроме слов "все", "только" и "любя".

Альбом "Флора/фауна"

"Флора/фауна", безусловно, самый выдающийся альбом группы, яркость которого обеспечило разнообразие словарного запаса, а также его более умелое использование. "ФФ" с большим отрывом лидирует как по общему размеру песен (в среднем 155,6 слова), так и по количеству использованных в них слов, хотя "Ра-ру-ра" по умеренности лексикона уступила пальму первенства только десятикапельной "Ты даришь свет". Из всех песен, представленных на трех альбомах, самой разнообразной стал "Город" (89 разных слов), из пяти самых длинных песен - четыре с альбома "Флора/фауна": "Цветут цветы", "Танцы", "Город" и "Пришла пора", из пяти самых маленьких с "ФФ" в пятерку попала только "Весна". Увеличились в полтора раза по сравнению с "10 каплями" разница между самой короткой и самой длинной песнями, а также между максимальным и минимальным количеством разных слов. Самая "короткая" песня на "ФФ"- "Весна" - уступает самой большой ("Цветут цветы") аж в 2,5 раза. В общей сложности в "ФФ" использовано 452 разных слова (то есть примерно на 1/6 больше, чем в "10 каплях"), в том числе 161 существительное, 108 глаголов, 64 определения. Если среди местоимений по-прежнему первые места удерживают (и, конечно, будут удерживать) "я", "ты" и "мы", то абстрактные любовь и сон с "10 капель" сменились более ощутимыми городом, танцами, цветами и весной, а отвлеченные "знать" и "мочь" - вполне предметными "цвести", "идти", "танцевать", "целовать" и - внимание! - "забраться". Хорошенький такой комплект... Зато задорные и радостные определения, как уже упоминалось, почему-то были вытеснены такими как "холодный" и "чужой", да и от "ночного" как-то веет холодом. Из прочих значимых слов безусловным лидером стало слово "просто", за ним с большим отрывом - "крепко" и "тихо". Ввиду разнообразия лексикона, по сравнению с "Каплями" мало какие слова могут догнать по частоте встречаемости те, что были на первом альбоме - разве что предлоги и союзы ничуть не пострадали. А вот из всех прочих еле-еле до 10 песен дотянуло "я", слово "ты" оказалось в 9 песнях, "он/она/оно/они" и "быть" - в 7. Из остальных выделяются ветер и звезды (в 5 песнях), облака, любовь и день (в 4 песнях). Из мелочей обращают на себя внимание слова "просто" и "вдвоем" (в 3 песнях).

Альбом "Теряя тень"

Альбом "Теряя тень" стал самым умеренным (чтобы не сказать убогим). По среднему размеру песен он заметно уступает "Каплям", не говоря уже о "ФФ" (120,6 против 133 и 155,6), разница между самой большой и самой маленькой песней наименьшая из всех. Среди пяти самых длинных песен с "ТТ" нет ни одной, а "Ты далеко", самая пространная на "ТТ", в общем рейтинге занимает только 9 строчку, которую делит со "Стеклянным сердцем". В пятерке самых коротких песен с "ТТ" сразу две - "Камни" и "Половинка", причем последняя является абсолютным лидером среди "коротышек" (всего 75 слов). По разнообразию лексикона и разнице в числе используемых слов "ТТ" равен альбому "10 капель", что по сравнению с "ФФ" выглядит как существенный регресс. Правда, "Окно" забралось-таки на вторую строчку топа самых разнообразных песен, а "Камни" оказались на одно слово содержательней, чем "Ра-ру-ра" ("ФФ"), и на два - по сравнению с "Ты даришь свет" ("10 капель"). Общее количество использованных в "ТТ" слов меньше, чем в двух остальных альбомах. Их всего 372, в том числе 116 существительных, 107 глаголов, 45 определений. Как водится, наиболее многочисленными словами стали местоимения "я", "ты" и "мы", но их количество при этом примерно вдвое меньше, чем на "Каплях" и на треть - чем на "ФФ". Среди существительных опять преобладают отвлеченные (ночь, день, небо, вода), среди глаголов больше глаголов действия (петь, бежать, встречать). Определения по-прежнему безотрадные (каменный, серый, пустой), и, несмотря на обилие слова "просто", снова обращает на себя внимание большое число частиц "не" - то бишь, сложнее все гораздо. Самыми распространенными стали те же слова, которые лидировали по количеству, что было несвойственно предыдущим двум альбомам. Видимо, в каждой песне много серого, пустого, воды, неба и чего-то не очень простого. В общем, какой-то безрадостный в целом получился альбом.

Сводный обзор

Итак, подведем итоги по сумме трех альбомов.

Всего было найдено 883 разных слова, в том числе 285 существительных, 249 глаголов, 141 определение, 41 местоимение, 90 наречий, 10 числительных, 22 деепричастия, 38 служебных слов и 7 междометий. Примечательно, что больше всего слов на буквы, соответствующие инициалам автора - "П", "С" и "В" (в сумме - треть от общего количества). Интересен список слов, которые были обнаружены на всех трех альбомах одновременно. Полагаю, этот список, в отличие от предыдущих, есть смысл привести целиком. Итак, всего таковых слов оказалось 92, то есть около 1/10 от общего количества. Среди них:

местоимения (19): я, ты, мы, он/она/оно/они, где, как, кто, что, мой/моя/мое/мои, наш/наша/наше/наши, свой/своя/свое/свои, твой/твоя/твое/твои, так, там, то/тот/те/та, это, сам/самый, где-то, никогда

предлоги и частицы (17): а, в/во, до, за, и, из/изо, к/ко, на, над/надо, не, но, о/об, от, по, под/подо, с/со, у

прилагательные и причастия (2): хороший/лучше/лучший, ночной

наречия (4): вокруг, мало, просто, пусть

числительные (1): все

глаголы (17): быть, знать, петь, мочь, пройти, сказать, падать, танцевать, забывать/забыть, верить, шептать, стать/становиться, прийти/приходить, видеть, помнить, бояться, улыбнуться/улыбаться

деепричастия и междометия - ни одного тройного повтора

На существительных хотелось бы остановиться отдельно. Вы только вслушайтесь в эти слова и представьте сменяющие друг друга картины: ночь - тень - огонь - дым - звезды - мечта - сон, утро - стекло - окно - ветер - небо - облака - дождь - вода - корабль - песок - камни, день - свет - солнце - земля - листва - цветы - птицы - песни - ладошки - лицо - глаза - любовь... и вот в таком антураже кто бы вы думали? ДРУГ! Ну что я могу сказать... Слава, мы разочарованы! Однако вернемся к цифрам. Самым многочисленным словом, как вы уже догадываетесь, стало местоимение "Я" (243), на втором месте - "ТЫ" (234). При этом по распространенности названные местоимения паритетны (в 29 песнях). Набор лидирующих по количеству существительных ближе всего к комплекту оных в первом альбоме (ночь, день, любовь, губы, небо, звезды/звездочки), набор глаголов - усредненный, но чуть ближе, опять же, к "10 каплям" (быть, мочь, петь, идти, танцевать, дарить), набор определений - "природный" (серый, холодный, чужой, ночной). Из прочих слов в наибольшем количестве присутствуют все/вся/весь/всё, каждый/каждая, просто, надо (в смысле нужно), навсегда. Топы по распространенности слов в каждой группе не отличаются от топов по многочисленности. При рассмотрении самых разнообразных и самых однообразных песен оказалось, что автор текстов гораздо более велеречив при прощании и в страданиях, нежели при встречах и в радости. Так, среди наиболее витиеватых произведений были обнаружены "Паруса", "Уходи" ("Твои глаза"), "Окно", "Пришла пора", в то время как среди самых лаконичных - "Ты даришь свет", "Я рад", "Ра-ру-ра", "Каждую ночь". В числе самых длинных песен преимущественно оказались те, в которых описывается движение: "Танцы", "Город", "Улетаем", "Пришла пора". Это лишний раз подтверждает тезис, что активная физическая деятельность, будь то прогулки по городу, танцы, просто проходы туда-сюда мимо чего-нибудь или размахивания руками (у кого есть - крыльями), положительно влияет на творческий потенциал. В то же время отсутствие второй половины, весенняя и осенняя депрессия, дождь и индустриальные пейзажи существенно этот потенциал снижают - песни "Половинка", "Весна", "Осенним вечером", "10 капель" и "Камни" оказались самыми короткими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив тексты песен, не могу не провести параллель между словарной и музыкальной составляющими оных. На мой взгляд, в смысле сочетания слов и музыки альбомы получились весьма и весьма гармоничными. "10 капель" - такой же вихрастый и незрелый, по-молодежному солнечный и воздушный, "Флора/фауна" - яркий и мощный, более продуманный и зрелый, более земной и осязаемый, "Теряя тень" - стройный, сдержанный, несколько отстраненный и холодный. Ввиду малочисленности альбомов невозможно выявить какую-либо закономерность. С одной стороны, можно сказать, что после не очень удачного альбома появляется однозначно выдающийся, с другой стороны, если иметь в виду выход относительно слабого альбома после сильного, то можно ожидать, что следующий альбом будет еще хуже. Но, строго говоря, нас не столько волнует уровень будущего альбома, сколько его отсутствие вообще. Так что, Слава, обязательно пиши еще. А то мы скоро буквы считать начнем...

Мормышка